Доверять банкам или не доверять?

Мировая практика операций в отношении денежных вкладов в банках, в отношении акций, драгоценных металлов, недвижимости и так далее состоит в том, что обладатель капиталов на Западе в первую очередь начинает с того, что обращается за советом в банк.

Как правило, это «его» банк, в том смысле, что он там давний клиент. У каждого такого клиента в его банке есть свой поручитель, в каком-то роде опекун, ведущий его дела. Это доверенное лицо не только выполняет распоряжения клиента, но является для него авторитетным советником насчет того как лучше действовать в каждой конкретной ситуации. Роль доверенного лица состоит в том, чтобы помочь своему подопечному получить максимальную выгоду от тех средств, которыми тот располагает, исходя из принципа, что деньги должны работать. Такой советник может от чего-то отговорить клиента или наоборот - подсказать выгодную по его мнению операцию.

Такова повсеместная практика. Обычная картина в стенах банка, когда клиент и его «ангел-хранитель» уединяются и за плотно закрытыми дверьми обсуждают стратегию и практику финансовых действий. По идее клиент должен быть удовлетворен. Ведь его опекун с утра до закрытия банка находится в курсе всех событий, происходящих в мире финансов, он в этом прекрасно ориентирован, он видит перспективу и делает выводы, дает прогноз. Однако в последнее время практически во всех странах Европы появился и нарастает не просто ропот, но целые бури недовольства в отношении таких советников. Так, например, во Франции за последние три года вопреки, казалось бы, добрым намерениям банковских специалистов держатели капиталов в банках потеряли свыше 50% своих сбережений, некоторые вообще разорились...

Дело в том, что рынок акций беспрестанно шел на убыль котировок, а курсы валют вели себя непредсказуемо и вопреки всякой логике и расчетам. Получилось так, что никакие советники не могли спасти клиентуру от убытков. Все счеты сводились к тому, что, мол, не следует держать все яйца в одной корзине, надо приобретать акции разных компаний и делать ставки на разные валюты, причем к евро особого доверия не испытывалось. Но это не помогло – стихия рынка оказалась неожиданней всяких прикидок и расчетов.

Безусловно, не вина банков в том, что акции предприятий, фирм, агентств падали, что облигации обесценивались. Однако вкладчики, держатели капиталов не хотят об этом слышать, и заявляют, что их плохо ориентировали, что ими плохо руководили. В общем, они предъявляют рекламации и требуют сатисфакций через суды. Нередко такие жалобы признаются правомерными и банки вынуждены возмещать убытки. Так, в Англии за неправильную ориентацию своих клиентов крупнейшие страховые компании выплатили им 12 млрд. фунтов (16,6 млрд. евро).

Подобные явления в Европе не единичны. Процессы против банков проходят в Люксембурге, в Германии, во Франции. Недавно Дойче Банк за неправильную ориентацию возместил по суду убытки престарелой вкладчице в размере 150 тысяч евро. Причем прямым виновником ее бед был назван личный многолетний советник-опекун этой вкладчицы.

Top